Люд славянский нынче умный, да мудрый. Просто так, никто ничего впопыхах делать не будет, спешка дело неразумное. К каждому делу свой подход знать нужно. А ещё совета у старейшин спросить, благословения у волхва великого. Ведь без помощи родичей, да без покровительства богов светлых, ни один человек счастлив не будет. Вот, например, родилось коли в семье дитятко, имя ему выбрать нужно. Вот, когда Снежа родилась, батюшка её любимый, пошёл с советом к волхву местному, да бы совет получить, как дочь свою назвать. Так, она девчушка со смоляными косами, да чёрными глазищами в пол лица, получила своё диковинное имя — Снежа. И пусть в деревне все удивлялись, а дети порой и задевали, но девочкой она была не по годам умной. Понимала, коль что сказано, значит так и должно было случиться. С именем своим Снежа свыклась, а так же и с многими другими вещами. Хоть и была, она ещё крохой, не увидевшей даже десятой весны своей, а уму — разуму могла поучить и ребят постарше. Бабки поговаривали, что мудрость к ней от богини Мары пришла, мол названа именем зимним, вот тёмная богиня ей и покровительствует. Снежа не знала сколько правды было в этих словах старческих, только вот она знала, что у каждой вещи в жизни свой порядок. Вот, новый дом хотел её батюшка построить, чтобы их семья большая ещё лучше зажила, в новой и просторной избе. Снежа знала, чтобы дом построить сначала нужно место хорошее выбрать, чтобы место это всякая хворь, да бесы злобные обходили. Знала Снежа и о том, что из леса не всякое дерево приволочить можно, чтобы стены крова нового воздвигнуть. На каждый шаг, свой черёд нужен. А ещё Снежа слышать и слушать умела о том, о чём земля говорит, о чём лес шепчет. От того, она с батюшкой везде хвостиком ходила, да если и видела, что что-то криво идёт, тянула отца за рукав и тихо на ухо говорила, как всё должно быть. Сельчане дивились такому, а волхв мудро улыбался и глазами своими ясными блестел. Поговаривал только в ответ на все вопросы: «коль чадо видит, коли чадо слышит, и нам надобно увидеть и услышать». Вот и место для новой избы Снежа помогала найти, на опушке самого леса. Рядышком и речка журчит, и совсем близко охотник добрый, со своей женой да ребятишками живёт. А место само столь дивное, что, когда солнышко ясное на заре встаёт, кажется, что оно в гости заглянет. И пахнет здесь дивно — лесными травами, да луговыми цветами. Спокойно и тихо, только пение птиц, да шуршание листвы. Снежа ручку свою крохотную к земле прикладывает, а она тёплая — тёплая. Знает Снежа, что тут прорастёт всё что угодно, и земля рада труду всякому будет. Знает Снежа и то, что дом новый здесь будет большим и светлым, и в нём всегда будут громко смеяться, петь частушки и пиры настоящие устраивать. Коль с сердцем чистым в дом новый войдёшь, то и дом тем же ответит. А ещё Снежа знает, что их домовой хитрый, новую печь пуще прежней полюбит, и в хозяйстве пуще прежнего помогать будет.
Обряд строительства дома: смысл, содержание и особенности.
Стены родного дома делают нас сильнее, словно все невзгоды и проблемы остаются там, за порогом и не могут нас достать в родной обители. Как там говорят?! Ах, да, кажется что-то типа того, что мой дом — моя крепость. Просто задумайтесь, а ведь — это правда. Когда мы взрослеем, и покидаем родительское гнездо, мы сталкиваемся с суровым и жестоким миром. Загибаясь от проблем и стрессов, мы в первую очередь думаем о своих родителях, и о своём родном доме, где мы выросли. Хочется вернуться туда вновь, и обрести ощущения покоя и защищенности. Стены собственного дома кажутся убежищем от всего остального мира, и если быть честным, то вести войну со всеми, легче из своего дома, где тебе знаком каждый уголок. Автор не уверен, выдержали ли бедные домовые реалии современного быта, но домашний уют неоценим. Именно дома мы позволяем себе полностью расслабиться. Здесь можно и расклеиться по полной программе, пустить слезу, пожалеть себя, или наоборот зализать раны, и собраться с духом. Замечали ли вы, когда — нибудь, что под крышей собственного дома, думается легче?! Дом — это в первую очередь не просто бетонная, или какая — нибудь ещё постройка, но — это его атмосфера и содержание. Оно зависит от много: от самих людей, от их прожитого совместного прошлого, от планировки, от освещения, от вида из окна и от многого другого. Для древних славян постройка нового дома была целым сборищем всяких ритуалов и обрядов, каждый из которых обладал сакральным смыслом. Давайте в этой статье поговорим именно об этом.
Когда наши предки приступали к строительству нового дома, то, это действие они сопровождали огромным количеством разных ритуалов и обрядов. Ради чего они это делали, спросит любопытный читатель. Так вот, всё дело в том, что наши предки боялись, что всякие бесы и нечестивые силы могли помешать им обжиться на новом месте. Переезд и новоселье считалось весьма опасным этапом. В этот период, по поверью наших предков, бесы могли всячески попытаться помешать им обустроить быт, и внести уют в новый дом. Вмешательство нечестивых сил могло проявиться в болезнях домочадцев, в хвори и даже смерти домашнего скота, в постоянных ссорах, в порче бытовых вещей и во многом другом. Чтобы избежать подобных вмешательств, будущие хозяйки проводили особый ритуал прежде чем, вместе с семьёй переехать в новое жильё. На рассвете, до первых солнечных лучей, женщина полностью раздевалась и начинала в таком виде обходить дом по кругу, произнося тихо особый заговор, который повествовал о том, что для сохранности своего жилища и семьи хозяйка ставила во дворе дома железный тын. Именно он служил преградой для того, что во двор не смог пробраться ни один зверь, ни один больной человек или вор, а также ужасный лесной дед. Для пущего эффекта заговора, женщина три раза переворачивалась прямо у ворот, и при этом заговаривала, чтобы в новом доме род приумножался. Конечно, на сегодняшний день всё это кажется немного нелепым, но, такой вот обряд совершался нашими славными женщинами вплоть до девятнадцатого века.
Не каждой земле видывать избы славянские.
До того, как построить дом, древние славяне очень тщательно и щепетильно подходили к процессу выбора места, где они собирались начать строительство. Именно правильный выбор хорошего места являлся залогом успешного завершения всего мероприятия. По верованиям наших предков, земля на котором стоял дом, была «живой» и носила свою энергетику. Этой самой энергетикой подпитывался сам дом, его стены, и эта энергетика через них передавался самим жителям дома. Поэтому для хорошего дома, в котором царило бы благополучие, необходимо было выбрать наиболее подходящее для этого место. До нас дошло много разных способов для определения «удачливости» земельного участка, которые использовали в старину наши предки. Вот, например, в некоторых районах нашей необъятной родины, ставили на выбранный участок земли, чугунок с паучком внутри. Если с наступлением утра, обнаруживалось, что появилась паутина, то, это место считалось добрым и пригодным. Так же, широко была известна традиция выбирать место для строительства с использованием какой-нибудь посуды с мёдом. На выбранном участке вырывалась неглубокая ямка, и туда устанавливали ёмкость с мёдом. Если в течении ночи в неё начинали забираться мурашки, то, это место так же одобрялось для начала строительства. Ещё одним способом для поиска хорошего места для постройки дома, было наблюдение за коровой. Обычно её отпускали пастись вблизи того места, где намеревались начать постройку. Если корова ложилась на землю, то это считалось хорошим знаком. Был известен и такой метод, когда глава семьи приносил с четырёх полей по камню, и расставлял их по выбранному им земельному участку таким образом, что они образовывали четырёхугольник. В центре такой экспозиции помещался головной убор мужчины. Затем, необходимо было ждать три дня. Если камни не меняли местоположения, то, считалось, что это место идеально подходит для нового дома. Бытовало поверье, что ни в коем случае нельзя было строить дом на земле, из-за которой ведутся споры. Это сулило неудачей и горем для новопоселенцев. Так же нельзя было начинать строительство в месте, где были найдены человеческие останки. Это считалось плохим и непригодным местом, так, как там мог обитать сам дух умершего, или ещё какая-нибудь хворь.
Голыми стенами врагов не пугали.
После того, как земельный участок для строительства был удачно выбран, приходила очередь для выбора самого строительного материала. В старину самым пригодным для этого дела считалось дерево. Тут нет ничего удивительного, что было доступным, то под строительство и приспособили наши предки. Дерево нужно было выбирать с умом, так, как именно ему предстояло стать домом, и некой защитой от сил извне. Поэтому, сам материал по верованию наших далёких предков, должен был быть сильным и устойчивым, как перед природными катаклизмами, так и перед напором нечистых сил. Итак, рубить деревья было принято весной. Причина была в том, что сок, который в это время года застаивался в древесине, делал её более крепкой и выносливой. Существовали и запреты на то, какие именно деревья нельзя было ни в коем случае использовать при строительстве. Например, нельзя было срубать деревья, которые были вывернуты и деформированы после непогоды. Считалось, что сам чёрт пометил такие деревья, как свою собственность. Если такие деревья использовали бы при строительстве, существовало верование, что в стены дома мог вселиться бес. Также плохим знаком считалось использовать в строительстве деревья, которые были прислонены к друг — другу. Это считалось предвестником скорого пожара. Так называемые скрипучие деревья могли стать причиной смерти жителей дома. Древние славяне так же всячески избегали использование древесины с тёмной сердцевиной. Считалось, что подобное могло послужить причиной для разных хворей и несчастий в семье.
Третьим шагом к дому мечты было собирание «правильного» мха. Как же наши предки определяли какой именно мох был им нужен, спросите вы мои дорогие и любопытные. Вот на этот случай у древних славян был весьма своеобразный ритуал. В течение недели, глава семьи приходил в лес и срывал по кучке мха. Затем сорванный мох относился и укладывался на чистый участок земли. Так продолжалось каждый день, вплоть до воскресенья. По истечению необходимого срока, наступала пора проверить «правильность» мха. Происходило это следующим образом: мужчина начинал переворачивать кучки мха, и проверять под который не забились насекомые. После того, как такой кусок определялся, далее глава семейства отправлялся в лес именно в тот день недели, в который и был собран изначально мох, не собравший ни единого представителя многочисленного семейства насекомых. Например, если определялось, что под мхом, который был сорван во вторник, не было насекомых, значит мох следовало срывать в каждый вторник. Вся эта строительная прелюдия проводилась только ради того, чтобы максимально обезопасить свой дом от нашествия всяких жуков.
Когда дело доходило до закладывания фундамента, тут наши с вами предки очень тщательно выбирали материал, который и засыпался в фундамент. Категорически запрещалось брать в расход песок, или камни с кладбища. Они несли в себе энергетику смерти и отчаянья, и дом построенный на подобном фундаменте, ну никак не вселял позитив. За дело уже брались не только члены семьи, но и плотники. Строительные обряды только начинали набирать обороты. Когда начинали закладывать первый венец, было принято зарывать по углам монеты. Это считалось символом будущего достатка в доме. Вместе с монетами, прятался и ладан, как оберег, от вторжения в дом злых сил. Широко использовались и кусочки хлеба, и даже голова петуха. Последнее трактовалось, как способ заключить договор с домовым и задобрить его. Все щепки, которые оставались после первого сруба ни в коем случае нельзя было выкидывать. Они собирались и хоронились внутри постройки. Таким образом, древние славяне считали, что всё происходящее внутри дома, оставалось тайной и не выходило на улицу, тогда, как всё происходящее извне становилось известным для живущих в доме. Было так же принято между венцов закладывать травы, собранные в ночь празднования Ивана Купалы. Вообще древние славяне держали в доме много высушенных трав. Некоторые из них были целебными, а не которые были призваны отпугивать нечистые силы. Такие травы обычно хранили по углам дома, чтобы туда не могла попасть молния.
После того, как возведение всех венцов было завершено, проводился один весьма занятный ритуал. Хозяин перекидывал сырое яйцо через стену. Суть этого ритуала была в том, чтобы защитить крышу дома от порывов сильного ветра. Затем чердак начинали застилать мхом (да-да тем самым, который собирали по дням недели). Над мхом вторым слоем хорошенько рассыпали овёс, а затем всё это великолепие присыпали песком. Это считалось предвестником достатка в новом доме.
Затем наступало время для того, чтобы начать обустраивать дом изнутри. В первую очередь нужно было построить очаг, точнее печь. Для этого созывали целую толпу из деревенской молодёжи и принимались дружно за дело. Стройка печи должна была проходить в весёлой и непринуждённой обстановке. Считалось, что таким образом в очаг закладывались самые позитивные эмоции. После завершения работы, было принято угощать помощников. Нельзя было скупиться в таком вопросе, так, как это олицетворяло гостеприимство будущих хозяев.
Построили дом – пора и новоселье справлять.
После всего вышесказанного, наконец наш далёкий и славный предок построил добротный дом. Самое время перебираться всей семьёй в него, и обустраивать быт на свой лад. К этому процессу, древние славяне подходили очень ответственно и осторожно, так, как они меняли не просто место жительства, они меняли всё пространство вокруг себя. Поэтому люди должны были полностью быть уверены в том, что новое пространство будет благоприятным для них. Из окон нового дома, должен был открываться вид на дорогу и на горизонт, чтобы каждый день иметь возможность встречать лицом к лицу рассвет, и восход великого светила в небесную обитель. Рядом с новым домом должен был располагаться источник родниковой воды. Это делалось не только для решения бытовых проблем, но и с точки зрения языческих верований. Огромное внимание уделялось и будущим соседям. Древние славяне по своей сути были очень дружелюбными людьми, для которых было важно поддерживать с окружающими их людьми неподдельно тёплые и доверительные отношения. Соседи порой ближе родственников, которые могут жить за тридевять земель, и скорее всего когда нас постигнет несчастья, первыми с нами окажутся именно хорошие соседи. Отдельное внимание уделялось расположению домашней скотины и коней. Об их комфорте беспокоились не зря, так, как по сути они и были кормильцами семьи, в те времена, когда мужчины не охотились и не рыбачили, или наступали холода.
Сегодня перед тем, как переехать на новое место жительство, многие ещё помнят немудрёный ритуал о том, что в самом начале стоит запускать в помещение кошку. Мотивировано это тем, что кошки мол видят духов и прочие потусторонние вещи. Если кошка тут же выскочит из помещения, то жить там определённо не стоит. Если же представитель семейства кошачьих забудет о вас, терпеливо ждущих у дверей, и заснёт где-нибудь, свернувшись пушистым калачиком, то это место определённо подходит для проживания. Этот нехитрый ритуал пришёл к нам из древности. На некоторых сайтах упоминается, что мол прежде, чем переехать в новый дом, наши предки, за неделю раньше, начинали каждую ночь оставлять в доме животных. Сначала это были представители семейства кошачьих, потом и домашние птицы, а затем очередь плавно доходила и до крупных животных. Например, утверждают, что в дом пускали ночевать коней и коров. Вот как вы себе это представляете?! Значит построил наш славянский мужчина хороший и добротный дом, из правильного дерева, всё прям по канону. На рассвете жена его голой по двору побегала, покувыркалась, заговоры правильные сделала. Печку всей деревней построили, всё прям от души сделали, и тут пустили во всё это великолепие корову и лошадь. Если честно автор в это не верит. Ну вот ни в жизни не поверит он, что какая-нибудь хозяйка вытерпела бы подобного издевательства над собственным домом. Короче, автор — Фома неверующий, остальное за вами читатели.
Бытовало ещё поверье, что кто в дом первый в дом войдёт, тот первый и умрёт. Дескать, дерево, срубленное в лесу, могло так отомстить за свою гибель. Поэтому, чаще всего в дом первым заходил самый старый член семьи. Если в семье как таковой не было старцев, то обычно обращались к соседям, или к близким с просьбой «одолжить» старцев (автор, так всего на минутку представил себе, как новые соседи к нему стучатся с просьбой одолжить дедушку, мол, чтобы он первым умер, весело это очень). Или было возможным пригласить человека, который не верил ни в Бога, ни в чёрта. Таким человеком, нашим предкам представлялись иноземцы. Кстати, начиная с восемнадцатого века, в качестве таких гостей «смертников», приглашали работников аптек, или докторов немецкого происхождения. Немцы с весельем относились к подобным мероприятиям, а наши знай уже тогда точили на фрицев зубы. Ну и на крайний случай, могли впустить в дом петуха. Если петух кукарекал, значит всё хорошо, и беда миновала. Вообще петухам страшно не везло на Руси при строительстве дома — их всё время в жертву приносили, голову отрывали, кровью углы освещали, и вообще под порогом закапывали.
Миграция домовых.
После того, как дом был построен, и можно было в него переезжать, наступала очередь за самым важным. Нужно было забрать своего домового с собой, в новое жилище. По поверью древних славян, домовые обитали за печкой. Без него, никак нельзя было начинать жизнь на новом месте, так, как домовой — это душа самого дома. Он самый большой помощник по хозяйству, и самый большой защитник от всех бед. Коли беда за окном поджидала, то домовой мог и козни какие — нибудь устроить, чтобы задержать хозяев в доме подольше. Домовой помогал и по хозяйству, но, ежели ему попадали ленивые и никчёмные хозяева, он всячески им мешал. Вот, например, он мог забрать какую — нибудь дорогую и важную вещь и спрятать, у себя за печкой. Если хотели вещь выпросить обратно, то вокруг ножек стула начинали обвязывать нитку, да приговаривать, чтобы домовой поигрался, да вещицу обратно вернул. Сами подумайте, разве могли наши предки в новый дом, да без такого удалого помощника отправиться жить?! Нужно было поговорить с домовым и убедить его пойти жить вместе с хозяевами в новый дом. Для этого, стоило задобрить домового как следует. Домового переносили в новое жильё в огне из старой печи, или в старой обуви. Затем хозяйка, на новоселье пекла большой праздничный каравай, и первый кусок она отрезала и клала позади печи, в угощение любимому домовому, чтобы он лучше освоился на новом месте. Заметьте, что местом обитания домового была именно печка — самое главное место в каждом славянском жилье. Фактически весь быт строился вокруг домашнего очага, и огонь в нём символизировал не просто стихию, а защиту от всех тёмных сил. Вот домовой хранителем и дома, и его очага. Поэтому, без него ни одна славянская семья в новое место жить не перебиралась, потому, как верили, что без него в новом доме их постигнут одни несчастья.
В новый дом было принято переносить некоторые вещи быта из старого дома. По сути новый дом — это было новое пространство, которое нужно было суметь правильно наполнить. Поэтому строительные обряды были столь многочисленными. В первую очередь, на новом месте должна была прижиться душа самих хозяев, так, как они не просто ели и спали в доме, но и связывали с ним собственную энергетику. Новоселье праздновали весело и размашисто, гуляя от души, распевая песни и танцуя. Важной составляющей было и хорошее соседство. Древние славяне всячески продумывали свой быт, у каждой, даже самой незначительной мелочи был свой смысл, и наши предки этот смысл знали. Сейчас, в наше время, когда у людей ложные кумиры, так, хочется наполнить свою жизнь духовностью и искренностью. Учитесь у корней, и возможно вы почувствуете, что всё за чем вы гонитесь, не больше чем просто пыль бытия. Наполняйте свой дом добром, и вы увидите, как в нём хорошо и счастливо живётся. Всё зависит только от нас!