Обряд постриг

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Обряд постригЛето жаркое, да душистое от запаха цветов. Солнышко лучистое, в небе с облаками резвится. Безмятежность повсюду, даже детки лениво возятся во дворе, спать им охота. Да не только их сморила жара, мужчины крепкие и то, маются и места себе не находят. Но трудятся они в поте лица своего, чтобы честным трудом содержать семьи. Благословлён богами каждый, кто лень свою поборет, и в руки взяв орудие, невзирая ни на что трудится целыми днями. Правый человек и в миру, и в войне найдёт для себя дело по умению своему. Женщины очаг держат, а мужчины оберегают и женщин своих с детьми, и дом свой. Тяжела участь каждого, ибо мужчина и воин, и защитник. Такому ремеслу с малых лет обучать надо, чтобы духом был крепок юноша и к всяким невзгодам готов. Знает это Некраса не понаслышке, росла она единственной дочерью среди пятерых братьев. Смолоду впитала в себя суровость воинской премудрости, ведала как тяжела участь мужей. Братьев своих она и на войну провожала, тосковала, и радостно встречала каждого. И пусть имя у неё было совсем некрасивое, но мила душой и ликом она была, души в ней не чаяли, все кроме батюшки. Она ему, как кость в горле была. Не желал он дочери, сыновей лишь миловал, вот когда и родилась она, дал ей имя ненавистное. А Некраса знай с нравом крутым выросла, имя своё, что знамя гордо несёт. Первая в хозяйстве, матушка на неё нарадоваться не могла, но бойкая, и отважная. Ни один мальчишка её в деревне испугать и обидеть не мог.  А потом взял её в жёны Добромир — знатный воевода, гордость односельчан. И родила ему Некраса сыновей троих, как на подбор, солнцеликих. Завтра сына её младшего Мечислава, на Постриги отведут. Мал совсем сын ещё, от роду всего три весны ему, а он уже нравом строг, да слабостей не терпит. Воинский дух в нём живёт. И говорит Добромир, что заслуга в том не его, а материнская, потому, как и дома его вовсе не бывает, всё с ратью своей ходит по городам. А сыновей Некраса растит, воспитывает и учит быть сильными духом. Не плачет она, а чего ей слёзы лить, теперь её Мечиславушку воинским премудростям обучать будут родичи старшие. И горда она, как мать праведная, что дети её по правильному пути идут, и сыновья её отрада для рода всего. Завтра, срежут волосы льняные у сыночка её, сожгут в пламени священном, и станет он совсем взрослым. Разве стоит горевать из-за этого. И братья Некрасы придут, сердцу её дорогие и батюшка суровый. Он теперь дочерью своей горд безмерно, поговаривает в деревне, что не дочь у него вовсе, а воин в теле девичьем. А Некраса только улыбается на это, радостно ей, что признал её батюшка, полюбил такой, какой породил. Коль человек праведен, духом силён, то любые невзгоды его обойдут, так и она переборола и ненависть незаслуженную, не озлобилась в ответ. Теперь у неё есть всё и даже немного больше, видать боги не забыли о ней и вознаградили.

Суть славянского обряда Постриги.

Изначально, ребёнок был предоставлен в полное распоряжение матери. Это совсем неудивительно, ведь именно мать, окружая заботой своё чадо, помогала ему сделать первые шаги и начинать познавать этот мир. Забота матери была необходима для нормального формирования личности ребёнка, ведь до того, как он начнёт осмысливать свою роль в обществе, он должен быть полностью защищён. Так было издревле, и так происходит и сейчас. До того, как ребёнок учится, говорить, мыслить, осознавать, он полностью находится под материнской опекой, невзирая на половую принадлежность. Конечно, заботится о ребёнке должен и отец, но в древности мужчины брали на себя эту ношу только после того, как ребёнок достигал вполне сознательного возраста. В частности, это касалось мальчиков. Дело не в том, что дочерей любили меньше, или их вообще не признавали, всё дело в том укладе жизни, который был у древних славян. Наши предки жили по чёткому гендерному делению. Женщины должны были содержать хозяйство, готовить, убирать, шить, печь, рожать детей и так далее. Мужчины, в свою очередь, должны были охотиться, вспахивать поля, рыбачить, строить дома, воевать. У древних славянских мужчин попросту не было ни умения, ни времени заниматься с маленькими детьми, тем более девочками. Маленький ребёнок воспринимался, как нечто чрезмерно нежное и хрупкое. Совладать со всем этим могла лишь женская энергия. А когда мальчики достигали определённого возраста, уже отцы и остальные члены семьи мужского рода, брали его под свою опеку и начинали обучать воинскому делу и другим мужским ремеслам. Именно этот переход из-под материнской опеки, под отцовскую, знаменовал обряд Постриги.

Срок для проведения обряда Постриги.

Как уже было описано выше, Постриги — это обряд, который знаменовал собой взросление ребёнка и его переход под покровительство мужской половины семейства. Возраст, в котором проводились Постриги был различен для каждого региона. Вот, например, поляки проводили этот обряд тогда, когда мальчику исполнялось ровно семь лет. У чехов данный обряд проводился гораздо позднее. По данным летописи, русские отдавали своих сыновей на обряд уже в двух, или в трёхлетнем возрасте. В Сербии существовала практика подстригать совсем новорождённых детей, не достигших даже годовалого возраста. Но стоит заметить, что вместе с этим, среди сербского народа было распространено так подстригание и в три, и в пять, и в семь лет. Всё зависело от местности проживания. Если бы этот обряд проводили в более позднем возрасте повсюду, то можно было бы смело утверждать, что данный обряд символизировал просто взросление мальчика. Но, столь разный подход к Постригам говорит именно о том, что этот обряд знаменовал собой начало обучения «мужским делам», то есть умению стрелять из лука, владеть мечом, охотиться, сидеть на коне. Вообще в древней Руси было принято сажать княжеского сына в седло только после обряда Постриг. Даже сегодня, среди донских казаков существует данный обычай. После того, как мальчика подстригут, его сажают в седло, дают в руки саблю и приветствуют уже, как полноправного и взрослого казака.

Исторические упоминания об обряде Постриги.

Как таковой, упоминаний об Постригах в языческую эпоху у славянских народов нет, вместо этого мы имеем упоминания об этом обряде в ранних христианских летописях. Кстати, стоит заметить, что после прихода христианства на славянские земли, этот обряд принял религиозный смысл, и перестал считаться языческим, но об этом мы поговорим чуть позже. В пример исторического упоминания мы можем привести постриг чешского князя Вацлава. Данное действие датируется десятым веком. Так же существует задокументированное свидетельство о том, что обряд Постриг проводился и у русских, над князьями Юрием и Ярославом. Датой этих обрядов указаны 1192 и 1194 год. У поляков так же есть описание этого обряда, и оно свидетельствует о его языческом происхождении. Как мы видим, этот ритуал уходит глубоко корнями в языческое прошлое наших предков, и не является плодом воображения наших современников, которые кстати, очень любят приписывать нам несуществующих богов, и прочую языческую атрибутику.

Обряд Постриги — описание.

До наших дней не дожило детального описания самого обряда, ну или во всяком случае они не известны широкой публике. Поэтому, автор статьи будет опираться на труды профессора М.С.Чарновского. Он детально описал обряд Постриг, который был проведён около подножия горы Сленжи. Эта гора является священным местом для вроцлавских славян. Данный обряд датируется 3 июня 1988 года. Сам обряд проводил некий Антонег Вацек, который являлся общинником, родом из Вроцлава.

Суть обряда состояла в том, что ребёнок переходил из-под материнской опеки, под опеку отца и остальных родственников мужского пола. Здесь прослеживается и божеское покровительство. До семи лет мальчик находился под покровительством богов Лели и Полеля. После обряда Постриг, мальчик считался под покровительством грозного Перуна, который являлся покровителем доблестных воинов.

В обряде участвовали: родители мальчика, близкие родственники с обеих сторон, волхв, старейшина поселения, воин, музыканты, певцы и конечно сам виновник торжества — мальчик, которому было семь лет.

Привычной атрибутикой для проведения обряда были: требник; ножницы (которые должны были обязательно лежать на подносе); стул для посвящаемого мальчика; нагрудная повязка; музыкальные инструменты (так, как Постриги почитали, как большой и радостный праздник, на котором было принято играть и петь), подарок для посвящаемого (его обычно вручал своему сыну отец после того, как волхвом была срезана прядь волос). Для проведения обряда разжигали особый огонь, и этим занимался непосредственно сам волхв. При совершении обряда, на мальчике должна была быть одета белоснежная и просторная рубаха. После того, как волхв состригал с ребёнка прядь волос, и предавал её огню, было принято поднимать чарки с мёдом и желать уже посвящённому во взрослых мужей юнцу, здравия и благоденствия.

В описанном профессором М.С. Чарновским всё выше перечисленное присутствовало. Далее идёт краткое описание самого обряда, свидетелем которого и стал исследователь. Все участники праздничного обряда обязаны стоять. Лишь посвящаемый мальчик имеет право сидеть, его стул расположен в непосредственной близости от священного огня. Он одет в традиционную белую рубаху. Тем временем волхв одевает на себя нагрудную повязку, и объявляет о начале обряда. Для этого он читает особые слова из своего требника, согласно которым обряд Постриг, совершаемый им происходит с дозволения отца ребёнка, по закону установленным самими предками. Затем волхв обращается непосредственно к посвящаемому мальчику. Тот встаёт со своего стула, выправляется и смиренно отвечает на все заданные волхвом вопросы.

Вопросы относятся к разряду «кто ты?», «где ты живёшь?», «где твой край?», «кто ты на земле своей?» и так далее. Эти вопросы несут в себе сакральный смысл, именно через них приходит к посвящаемому привязка к родной земле, понимание себя, как защитника этой самой земли и своего дома. Здесь прослеживается вековая мудрость наших предков, уважение и поклонение таким ценностям, как семья, родина, дом. Это не то, о чём можно с лёгкостью забыть. Такие понятие буквально вдалбливались детям с самого рождения. Именно такие понятия служили главной опорой для мировоззрения древних славян. Нет ничего превыше родной земли, превыше Рода своего, и веры предков своих — именно с таким пониманием росли в древности дети, и наверно это было самым правильным из того, что когда-либо делал человек на этой грешной земле. Ответы мальчика, тоже заставляют буквально задохнуться от восторга. Когда старейшина спрашивает кто он, ребёнок не задумываясь отвечает, мол смелый поляк. Здесь ребёнок осознаёт себя частью своего народа и своей общины, он идентифицирует себя с национальной принадлежностью, и подчёркивает, что он смелый. Это правильная установка для защитника и будущего воина — он может бояться, но он не станет идти на поводу у своих чувств. Далее ещё интереснее. Старейшина спрашивает у ребёнка, каков же его знак, на что получает ответ, что это белый орёл. Если вы понимаете весь смысл этой символики, то объяснять вам нечего, но если вы не в курсе, то автор специально потрудится и объяснит. Орёл — это вообще священное животное у многих народов, ну вот просто не могли древние люди не заметить выдающуюся силу этой гордой птицы. Именно поэтому орёл стал символом силы, в частности воинской. Белый орёл — это сила, призванная вершить лишь благие дела. Так что, ответ мальчика заставляет задуматься о том, кого видели наши предки в воинах. В первую очередь это были не завоеватели, а защитники, то есть не носители насилия, причиняемое другим, а носители мира и силы, направленной защищать и оберегать свою землю. Возвышенно, однако.

Далее вопросы старейшины принимают смысловую нагрузку, которая подчёркивает цель самого обряда и посвящения мальчика уже во «взрослого мужчину». После того, как ребёнок осознал себя, как личность, как единицу одной целой общины, волхв задаёт ему вопросы, которые должны помочь мальчику понять своё предназначение и миссию. Старейшина спрашивает ребёнка о том, где он живёт, что для него значит это место, чем он обязан этой земле, и чем эта земля добыта. На всё это мальчик смиренно отвечает, что он живёт на польской земле, что является его отчизной, что защитили её его славные предки, ценой своей крови и многочисленных шрамов, и что он, в случае необходимости обязан отдать за свою родную землю свою жизнь. Услышав такое, наверно можно только молча встать и аплодировать. Вроде это просто слова, но сколько же в них скрытого смысла! Маленький мальчик, которому всего семь лет от роду, понимает и своё предназначение, и то бремя ответственности, которое должен взвалить на свои плечи. Вот настоящая суть этого обряда — мальчик учится быть мужчиной, воином и защитником своей отчизны. Невзирая на то, что весь этот обряд проводился в конце двадцатого века, это не отменяет его неразрывной связи с историческим прошлым. Будьте уверены, что примерно так и выглядел обряд и у древних славян. Возможно они говорили совершенно иные слова, и может обряд протекал иначе, но смысл самого празднества был именно таким.

За всеми этим следует священное действие отрезания волос. Старейшина, вооружившись ножницами с подноса, подходит к мальчику и срезает и небольшую прядь его волос. После этого действия, срезанная прядь волос предаётся сожжению в священном огне. Мальчик имеет право встать. Теперь он полноправный член общины, о чём и объявляет старейшина. Он сообщает присутствующим, что мальчик достойно прошёл посвящение, обрёл имя. Старейшина выдаёт подошедшим родителям ребёнка соответствующее свидетельство. Отец преподносит своему сыну подарок, который был приготовлен им заранее. Мать посвящённого зовёт всех собравшихся за стол, чтобы отпраздновать удачное завершение обряда. За столом первое слово принадлежит отцу мальчика, он желает долгой жизни своему сыну, здоровья и силы. Затем гости поднимают чарки с мёдом и заводят праздничную песню.

Вот такой вот обычай бытовал у наших предков. Если подвести итог, после всех выше указанных описаний, то автор, может смело признаться своему читателю в том, что он в полном восторге. Даже больше, автор за то, чтобы этот обряд стал неотъемлемой частью его современности. Правильная концепция восприятия мира, самого себя, своего долга, помогала ребёнку расставить свой приоритеты в нужной последовательности. Автор более чем уверен, что при таком идеологическом воспитании у детей не возникало желания резать себе вены, топиться в реке, или сделать с собой ещё что-то ужасное. Ведь по сути, дети очень ранимы и им свойственно теряться. Не имея твёрдой опоры и нужного курса в жизни, подростки имеют особенность сбиваться, попадать под чужое, негативное влияние и печально заканчивать свою жизнь, по сути из-за сущих пустяков. А раньше как было?! Родители следили за своими детьми, давали им правильный ориентир в жизни, помогали осознать себя и приобщали к труду. Если почитать древних путешественников и историков, то получается, что славянские племена были воинственными, сильными, любящими труд и всякие ремесла. У нас не только работали, да на войны всякие ходили, но и веселиться тоже умели. Всё чин по чину было, и ведь жили, не тужили. А что теперь?! А теперь есть у нас вроде прогресс, только от этого совсем нерадостно. Вот и думайте теперь откуда худо пришло, от нового времени, или от потери главных ценностей?!

Граница страницы, сайт славянских оберегов