Лес встречает каждого шелестом листвы и звенящей тишиной. Только чуткий охотник услышит в этой тишине звериный рык, учует опасность, не дрогнет. Лес кормилец, но хозяин он суровый, коли забрал что, нужно отдать что-то равноценное взамен. Коли кто жаден, того обойдёт стороной хорошая дичь, не видать ему зверья, а коли бесновать начнёт, то и погибель свою в лесу найдёт. Лес справедлив, как и боги его. Благослав вырос здесь, ещё мальчишкой бегал за отцом на охоту. Учился стрелять из лука, и не было в деревне никого, у кого был бы глаз острее, чем у него. Вот и вырос он знатным охотником, всегда с полными руками домой возвращался. Но Благослав помнит заповедь отцов и предков своих: берёшь у леса, умей отдавать взамен. Ни разу за эти годы не нарушил он этого священного обета, исправно приносил жертвы и требы лесным духам и богам. Замечал Благослав и иное — к нему зверьё словно само тянулось. Не раз из чащи к нему волки сами выходили, ластились, как щенки к руке, медвежата копошились у его ног. Ни разу не тронул от детёнышей и их матерей, уважал он чужую жизнь. Вожаков стай тоже не убивал, чтобы не пропала без защитника вся стая. Благослав справедлив был, убивал не ради забавы, и дичью своей в деревне делился с теми, кто в нужде был. Честным и добрым слыл он, вот и судьба благосклонна к нему была. Жена у Благослава была Леда красавица и мастерица. Хозяйка отменная, подруга его верная и сердечная. Горе одно у них одно лишь было — детки в доме не бегали. И вот, наконец, пришла весть радостная и в его дом. Тяжёлой стала Леда, день ото дня всё трудней ей ходить, видать богатырь настоящий в утробе растёт. Только неспокойно на душе отчего-то Благославу. Мечется, всё мысли дурные лезут в голову. Да и имя, коим наречёт первенца своего, не придумал он ещё.
Пришёл охотник в лес, только безоружен — он совета пришёл просить. Смотрит он ввысь в небо в кронах деревьев вековых и могучих. И нежданно слышит он хруст ветвей. Обернулся, а перед ним дева, красоты неписанной и несказанной. Косы смоляные до пят, глаза калёным янтарём блестят, да кольчуга поверх платья багрового. За спиной притаился колчан со стрелами, да лук, а на поясе меч чудной, да заговорённый. Ошеломлённо выдохнул только охотник » Ягиня» и на колени упал. А богиня знай улыбается в ответ.
— Встань, негоже сыну Святобора, да Деваны перед мной на коленях стоять.
— Как же это получается? — Благослав ушам своим не верит.
— А ты думал просто так лес тебя как родного принимает? В жилах твоих, кровь хозяев его течёт. Хоть и внуком далёким ты родичам моим приходишься, да только кровь нашу, водой не разведёшь.
Благослав с колен поднялся и во все глаза уставился на Ягиню Виевну.
— Думы тяжёлые тебя одолевают, вижу, как неспокойно твоей душеньке. Не кручинься, то бесы пытаются к тебе подобраться. Родит в срок жёнушка твоя, здоровых и ясноликих. Будет у тебя сын желанный, но первенцем в твой дом войдёт дочь. Не затаи тоску в сердце своём. Нареки сына как душе твоей угодно, а дочери дай имя Гордея.
— Как же так богиня Ягинюшка?! Как же кровиночке своей, дочке имя молодецкое дать? — взмолился Благослав.
— Не спорь с богами, хоть и кровь их в тебе и течёт. Небеса ведают больше твоего. Быть твоей дочери Гордеей, коли наречёшь иначе, хворь заберёт её.
Призадумался охотник. Вот незадача, и вроде не хочет он дочери имя мужское давать, а волю богов преступить не может. Коль сказано назвать так, значит воля на то Светлых, не ему смертному спорить.
— Да будет так. Я последую воле Рода,- молвил он.
— Благославлён ты мудростью предков своих Благослав. Да будет дом твой стоять крепко и нерушимо, и пусть дети твои, род твой прославлять будут. Дочь твоя великою станет, и гордиться ты ею будешь безмерно. Много детей будет у тебя ещё, но Гордея отрадою твоей главной станет. Сыновья её ратичами станут славными и станут они величаться сыновьями Гордеевыми. Так и род новый начнут они. А теперь прощай сын Святоборов.
Поклонился в самые ноги Благослав богине. Выпрямился только, а никого рядом уже и нет. Пошёл он дорогой узкой к дому своему и думам предался. Коль имя выбрано уже, то он часа своего подождёт. И впрямь как нужда велика имя по нраву подобрать ребёнку. В имени том вся жизнь и смысл её. Благослав вздохнул полной грудью. Он наконец был спокоен.
Имянаречение — что это, или как в старину мудрили.
У каждого из нас, просто уйма документов: паспорт, водительские права, свидетельство о рождении и многое другое. И там, помимо всякой прочей информации, неизменно указаны наше имя, фамилия и отчество. Этот набор — наш идентификатор личности. Мы — это наше имя. В него вкладывается куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд. В целом, когда приходит черёд придумать имя для ребёнка, родители руководствуются разными «вдохновителями». Кто-то называет детей в честь бабушек и дедушек, кто-то, являясь фанатом сериалов, называет своих детей в честь главных героев, кто-то хочет выделиться и даёт ребёнку мудрёное, заморское имя. Так можно продолжать до бесконечности. В итоге родители обычно выбирают, что-то более благозвучное и сочетающееся с фамилией, так, чтобы звучало гордо. Это всё о сегодняшнем, но что касается древности, наших истоков, то тут, у наших предков к выбору имени был иной подход. Древние славяне выбирали имя не просто, потому, что оно было красивым. Имя для наших предков несло посыл о самом человеке, о его личности, и его жизненном предназначении.
В целом, все обряды наших предков носили глубинный, сакральный смысл. Каждый праздник, каждый обычай был направлен на определённый спектр души. Духовность для древних славян всегда стояла на первом месте, а волхв, что заведовал всеми духовными знаниями и путями, ценился всеми. Даже само слово «обряд» происходит от соединения двух слов — «оба» и «рядом». То есть, речь идёт о том, что человек всегда при решении самых важных вопросов советовался с волхвом, и просил у него не только мудрого совета и наставления, но и помощи в осознании собственного пути. Неудивительно, что при рождении ребёнка, и при выборе имени для него, родители тесно взаимодействовали с волхвом. Имя, выбранное для ребёнка, обозначало его сущность, его жизненное направление и предназначение. То есть, имя для древних славян было своего рода компасом по жизни. Обряд имянаречения относился к числу самых сакральных праздников, то есть он подразумевал участие самого человека и волхва. Процесс и сама суть обряда должна была оставаться для остальных тайной.
Дать имя – не реку переплыть.
При изучении особенностей древнеславянских языческих обрядов, многие исследователи склонны называть обряд имянаречения, обрядом инициации. Такой обряд и вправду существовал у многих народов, и подразумевал собой этап взросления мальчика, и его перехода из статуса ребёнка в статус полноправного мужчины. Но славянский обряд имянаречения не совсем инициация. Этот обряд подразумевал собой дать ребёнку имя, которое стало бы его оберегом и проводником по жизни. У взрослого славянского мужчины могло быть до двенадцати имён, и каждое из них было дано в соответствующем возрасте, для определённой цели. Вот, например, то имя, которое выбирали для своего ребёнка родители, являлось актуальным вплоть до двенадцати лет. Затем наступала пора получить новое имя, которое смогло бы помочь подростку осознать свой дальнейший путь и суть взросления в целом.
До двенадцати лет, ребёнок в представлении древних славян должен был полностью находиться под опекой родителей и родичей, так, как он не имел достаточного сознания для того, чтобы принимать какие-то решения и делать какие-то выводы. Здесь нужно уточнить, что ребёнок не воспринимался, как нечто неразумное, но как нечто, сильно нуждающееся в защите и покровительстве. Дети возрастом до двенадцати лет именовались древними славянами, как чадо. Особых половых различий между детьми не делали. То есть и девочка, и мальчик воспитывались в равных условиях. Им в основном прививались базовые знания о жизни в целом. После того, как ребёнок достигал возраста двенадцати лет, древние славяне верили, что именно с этого возраста ребёнок начинал воспринимать окружающий мир осознанно, более по-взрослому. Именно с этого возраста ребёнок начинал осознавать, себя как личность, свою причастность к общине и роду, и в конечном итоге он начинал задумываться о своём жизненном пути и предназначении. Именно тогда имя, данное при рождении, теряло свою функцию, и проводился обряд имянаречения.
Имя новое, как рубаха белая – как нарекались славяне.
С достижением нужного возраста проводился сам обряд. Как это выглядело? Ребёнок оставался наедине с волхвом, который вводил его в особый транс. Находясь в таком состоянии, к ребёнку приходили разные видения. Каждый из них нес в себе сакральный смысл о предназначении человека, о его будущем. Не всегда правда, ребёнку удавалось до конца самому осознать тайный смысл таких видений. Для того, чтобы помочь все ещё чаду, постигнуть истину, волхв и сам погружался в транс, и входил в сознание ребёнка, становясь таким образом созерцателем видений. После того, как заканчивались видения, и их смысл становился ясным для обоих участников, наступал решающий момент, когда волхв, основываясь на увиденном, должен был дать ребёнку два имени. Отсюда, первое имя было личным, и должно было храниться в строжайшем секрете ото всех. Его могли знать только сам носитель и волхв. Второе имя становилось общественным достоянием, и так начинали называть после обряда подростка. Личное имя отображало душу человека, тогда, как общее имя служило путеводителем по жизни.
Суть проведения обряда состояла в том, чтобы человек заглянул вглубь себя. На самом деле душа, которая приходила в явный мир, под силой многих факторов забывала о том, кто она, и каково её истинное предназначение. Во время того, как волхв вводил ребёнка в медитативное состояние, открывался поток памяти и человеку становились доступными воспоминания его души, которые были блокированы смертной плотью. Возвращая на момент обряда ребёнку память о его настоящей духовной сущности, волхв помогал определить ему свой путь. Помощь волхва была неоценима в этом деле, так, как только он знал какие духовные потоки энергии нужно задействовать в обряде, и как именно их закрыть. Закрытие духовной памяти в дальнейшем, являлось просто необходимым, так, как душа не должна была быть обременена знанием и опытом прошлого, во время своего пребывания в явном мире. Конечно человек интуитивно принимал какие-то решения, чувствовал опасность — всё это являлось всплесками духовной памяти на интуитивном уровне. Тем, более бывали случаи, когда волхв сталкивался с тем, что на самом деле ребёнок являлся воплощением своего уже умершего предка. В этом случае, сущность давала волхву знания о том, почему она вновь вернулась в явный мир, а не последовала по Золотому пути в другие измерения. Сущность могла назвать своё имя, или попросить о том, чтобы её назвали иначе. После этого, волхв должен был закрыть поток памяти, для того чтобы избежать смятения в детском разуме, которое могло не совладать со всем этим.
Но стоит упомянуть и о том, что иногда возраст проведения обряда имянаречения мог зависеть от определённых факторов. Например, от того, какие именно таланты проявляли дети. Если девочка проявляла склонность к врачеванию, или её посещали видения, то всем окружающим становилось ясно, что это будущая врачевательница и ведунья. Так, как обучение подобному делу и набор опыта требовал много времени, то обряд имянаречения в таком случае проводился намного раньше обычного. В среднем, девочки и мальчики, проявившие себя как будущие волхвы и ведуньи, проходили обряд в возрасте девяти лет. Если дети, кстати в независимости от половой принадлежности, проявляли интерес к воинскому делу, то над такими чадами обряд проводился в возрасте двенадцати лет. К этой же категории относились и дети из княжеских родов, к которым должна была перейти власть. Обучение и воинскому делу, и делу управления требовала более зрелого физического и умственного состояния от чада. Последователи остальных профессий, проходили обряд в возрасте шестнадцати лет.
Обычно обряд имянаречения проводился во время осеннего равноденствия. До того, как дать ребёнку новое имя, необходимо было избавиться от старого имени, смыть его. Для этого использовалась водная стихия. Происходило «смывание» имени обычно в ближайшей реке, после чего волхв проводил над очищенным и безымянным чадом, непосредственно сам ритуал. В зависимости от предназначения, увиденного в видениях ребёнка, волхв должен был дать уже подростку соответствующее имя. Вот, например, для будущих волхвом и ведуний подбирались те имена, которые ассоциировались с такими понятиями, как удача, счастье, знания и мудрость. Так же имена таких отроков, должны были показывать его неотрывную связь с тем богом, служение которому он должен был себя посвятить. Примерами таких имён являются: Велимудр, Ярослава, Мечислав, Боголюба и многие другие. Имена, которые давались будущим воителям и воительницам должны были быть связаны с понятием воинской доблести, победы и славы. Вот так, например, известными именами для прекрасных славянских воительниц были: Бронислава, Мстислава, Станислава и другие. Имена, которые давались остальным детям, которые в будущем могли стать скотоводами, кузнецами, рыболовами, охотниками, земледельцами и прочими ремесленниками, обычно обозначали самую выдающуюся черту характера ребёнка. Пример таких имён: Миролюб, Голуба, Светлан, Умила и другие.
Имянаречение в современности и особенности
Обряд имянаречения был перенят и нынешними староверами, как попытка возвращения к истинным истокам своей веры. Современные люди всё чаще чувствуют себя потерянными в круговороте материальных благ и навязанных стереотипов. Поэтому, многие верят в то, что их основная проблема заключается в том, что они не познали своей истинной сути поэтому соответственно и не могут найти именно своё место в этой жизни. Корень всех проблем, таким людям видится в своём собственном имени. Поэтому они прибегают сегодня к обряду имянаречения. Автор, данной статьи не будет рассуждать о том, насколько правильно так поступать, а насколько нет. Автор считает, что каждый человек должен оставить за собой право на выбор. Так, что если вы верите в этот обряд, то — это ваше законное право и никто не вправе оспаривать его истинность. Давайте — ка погорим о том, как проходит обряд имянаречения в современном мире.
Итак, если человек получил при рождении исконно славянское имя, то староверы утверждают, что такому человеку не нужно проходить обряд имянаречения, так, как он уже носит своё истинное имя. А вот, если человеку было дано иноземное имя, то вот для него этот обряд просто необходим. Желающий пройти обряд стоит лицом к священному огню. Тем временем, волхв трижды окропляет его лицо и тело родниковой водой, приговаривая при этом, чтобы лицо, мысли и имя человека было таким же чистым, как и эта вода. Здесь прослеживается связь со старинным обрядом «смывания» имени в реке, о которой мы говорили ранее. Затем, волхв берёт ножницы и отрезает у посвящаемого человека прядь волос, после чего она предаётся свящённому огню. Вместе с этим, волхв очень тихо, почти шёпотом, произносит новое имя человека, которое до окончания обряда не должно разглашаться даже среди самых близких родственников человека. Уже после окончания обряда, волхв трижды громко произносит имя человека, так, чтобы его услышали другие, а затем он вручает посвященному человеку в руки горсть зерна, для того чтобы он принёс старым богам требы. После окончания обряда, человек, который обрёл новое имя, обязан помянуть своих предков.
Нежели человек, крещён в иной религии и рос в иной вере, для того, чтобы пройти обряд имянаречения, ему для начала необходимо пройти обряд очищения. Расскажем читателю, немного и о нём. Итак, человека, который хочет пройти очищение, ставят на колени на колодку. Сам ритуал может проводить один, или сразу три жреца. Так вот жрец, или жрецы обходят человека по замкнутому кругу, который ранее был начертан на земле ножом. Этот нож остаётся воткнутым в землю до тех пор, пока не будет закончен сам обряд. Человек, над которым проводят очищение, должен оголиться по пояс. Таким образом жрецам удаётся получить прямой контакт с сердцем человека и его душой. Кстати, до того, как начать непосредственно сам обряд очищения и присвоения нового имени, волхв должен решить насколько человек достоин всего этого. Делается это следующим образом: волхв трижды проносит над головой человека топор, таким образом, чтобы он слегка касался его волос. После этого, топор бросается за спину, и волхв оборачивается посмотреть, как именно упал топор. Если топор упал таким образом, что его лезвие обращено в сторону человека, то это означает, что он достоин того, чтобы получить новое истинно славянское имя. Если же, топор упал иначе, то обряд откладывают до тех, пока человек не станет «достойным».
Если человеку выпала честь пройти обряд, то его голову для начала омывают родниковой водой. Затем, вокруг головы посвящаемого проводят сосудом с огнём, и движение происходит согласно движению солнца, то есть в посолонь. Затем на голову человека сыплется зерно, и волхв начинает производить руками очистительные действия. После всего этого, волхв, или волхвы обходят человека по кругу. При этом, они должны держать свои правые руки над головой посвящаемого человека. Они громко произносят трижды слово «Гой». Затем наступает время наречения нового имени. Имя произносится достаточно громко, и трижды. Имя заранее выбирается волхвом и должно быть одобрено общиной.
Вместе с огромным потоком информации, которую любой желающий может найти на просторах интернета, автору удалось выудить и несколько интересных фактов, которые касаются непосредственно самого ритуала имянаречения. В первую очередь этот обряд обязателен для того, чтобы человек оборвал все свои связи с Навьим миром. Суть в том, что после того, как душа приходит в явный мир, всё ещё продолжается её связь с загробным миром. От этого она может страдать, как тело новорождёного ребёнка не способна вместить в себя знания прошлого, видения существ загробного мира. Так же, душа может подвергаться нападкам нечистых и бесовских сил, так как ребёнок без имени, не находится под покровительством рода и богов. С приобретением имени, все связи с миром извне отсекаются, точно лезвием, и вот уже душа находится под защитой своих богов и предков. Обычно обряд имяннаречения необходимо провести до того, как новорождённый перешагнёт отметку в сорок дней. Если вспомнить, то в это самое время дети наиболее восприимчивы и эмоциональны. Это явление находит объяснение в том, что новорождённый подвергается воздействию нечестивых сил.
Когда человек является взрослым, и проявляет желание вернуться в исконную славянскую веру своих предков, то в таком случае, обряд имянаречения ещё называют и Радением. Так и слышится в этом названии слово «радость», от того, что человек в истинную веру возвращается. Вообще подготовка к обряду начинается задолго до того, как родится сам ребёнок. Волхв должен обязательно знать, когда примерно был зачат ребёнок. Немаловажным фактором является и то, к кому именно обращались с просьбой о продлении рода муж и жена, к какому именно богу, или предку. Для того, чтобы выбрать для ребёнка имя, волхв должен определить под каким же небесным созвездием он был рождён. Стоит учитывать при выборе имени и тот факт, к какому времени годового круга относится дата рождения ребёнка — к светлому, или тёмному. После всего этого, волхв может выбрать для новорождённого истинное имя славянина, которое позволит ему занять своё место на древе рода. Родители тоже выбирают для ребёнка общинное имя, и по значению оно должно быть родственным родовому имени.
Обряд имянаречения входит в число родильных обрядов. Перед тем, как проводить этот обряд, шествует череда других немаловажных событий. Это непосредственно сами роды, затем выбор для ребёнка общинного имени. После следует обряд, когда новоиспечённая мать нарекается Богородицей. Далее следует ритуал по выбору кумовьев. Далее следует обязательный обряд, который подразумевает приобщение энергетики ребёнка, к энергетике его родного дома. После это проводится обряд, чтобы закрыть врата Навьего мира, который подразумевает купание ребёнка, и разрыв всяческих связей с потусторонним миром. После всего этого и следует обряд имянаречения, который обязательно нужно провести не раньше, чем после девяти дней от рождения, и не позднее, чем сорок дней от рождения. Замыкает круг родильных обрядов уже известный нам обряд постриг. Кстати, обряд для мальчиков советуется совершать в день бога Перуна, а девочек в день богини Макоши, соответственно в четверг и в пятницу.