Волх

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Бог ВолхСлухами да былинами земля славянская полнится. Детьми слушали, а уже стариками пересказывали, как горы да леса содрогались от сражений, как небеса градом рушились от ярости богов. Великими были боги славянские и велики были их деяния. Творили жизнь, учили и вразумляли род людской, воевали всей ратью небесной с тварями да бесами, любили. О том, как любить могли боги, люди песни слагали да в праздники пели у костров.
Есть одна быль такая, как могучий бог Волх, прекрасную Девану Перуновну полюбил. Дело было так: о силе и отваге Волха Всеславича знали все и в мире Навьем, и в мире Прави, и среди людей имя его гордо звучало. Сокрушить мог любого врага своего бог Волх, и доспехи его заговорённые, самим Праотцом Сварогом кованые, его от раны любой хранили. Ведал о великих тайнах мироздания Волх, да колдуном, могущим был. Учили его с детства все боги Ирийские своим премудростям, вот и научили на свою беду. Возгордился больно своею силою Волх Всеславович,решил что сам он миром повелевать хочет, сам законы свои писать. Решил он, что силою своею одолеет всех богов разом и свергнет их в пучину, а сам хозяином всего станет.
Был в пути он своём опасном, когда выехал он на своём огненном скакуне в чисто поле и увидал чудо самое чудное, что видел он во всех трёх мирах. Перед ним дева неписанной красоты в седле сидела, да в дорогих шкурах укутанная была. Косы длинные, словно с ветром играли, развивались за спиной, двумя знамёнами медными. И лук в руках той девы был искусный. Охотилась она в поле чистом на зайцев, и стрела её быстрей зверя мелкого была. Вся её сила и ловкость, умения пленили душу Волха, что раньше и не ведал, что девица способна на такое. И узнал Волх Всеславович в красавице Девану, великую богиню охотницу и дочь самого Перуна. Влюбился всей своей душой, в прекрасную деву бог Волх и решил он перед богами в помыслах своих нечестивых покаяться. Больше всех он у Перуна просил прощения да благословения, потому как на дочери его жениться хотел. Так любовь, ослепила великого Волха, что самого Огненного Змея поборол, и спасла все три мира от великой войны. Волх Всеславович женился на Деване Перуновне и обрёл Мудрость, что сердце его заполонила думами, чистыми да благими.

Кто такой бог Волх?

Бог Волх у древних славян — это могучий герой, сын Огненного змея, единственного отпрыска Горына, и самой Матушки-Сырой-Земли. По преданию, один из самых коварных злодеев в старославянском языческом эпосе, Огненный Змей, обманом заставил Мать-Сыру-Землю выйти за него замуж и зачать дитя. Таким образом, бог Волх является правнуком самого Чернобога.
Ирийские боги смилостивились над сыном Матушки-Сырой-Земли и даровали ему судьбу великого воина и героя. Они забрали его в свою обитель — мир Прави, и стали обучать его своим премудростям. Так Мудрый Велес обучал юного Волха оборотничеству и магии. Его жена Ягиня Виевна учила Волха охоте и искусству рукопашного боя. Макошь делилась с ним великими тайнами о мироздании, а Праотец Сварог выковал для Волха заговорённые доспехи, которые не могло задеть ни одно оружие. Так Волх Всеславович, стал одним из самых великих богов в мире Прави. Он воспользовался своей силой и знаниями, чтобы победить собственного отца, Огненного Змея. Но так, как Волх был светлым богом, он не убил своего врага, а заключил его в темницу, что была выкована из меди. Темница та была на дне Хвалынского моря. Одержав свою великую победу над своим отцом, Волх возгордился своей славой и решил свергнуть он всех богов Ирийских и самому властвовать во всех трёх мирах. Согласно преданию, сам Чернобог явился к своему правнуку и склонил обещаниями да уговорами того на тёмную сторону. К счастью для всех, Волх повстречал Девану, богиню охоты и полюбил её. Решив жениться на ней, он попросил прощения у Ирийских богов и был ими прощён. Это легенда о боге Волхе, которая сумела до нас дойти. Но давайте разберёмся, всё же кем бог Волх представлялся нашим предкам? За что они его почитали?

Бог Волх и его образ в славянской мифологии.

В первую очередь, бог Волх — это бог-воин. Стоит отметить, что это не просто вояка, который слепо выполняет чьи-то приказы. Нет, это Бог Волх-1воин, который в силах принимать решения самому и его сила, и отвага распространяется не только на поле боя, он способен решить проблему и мирным путём, сложив своё оружие. Волх — это идеал воина, который призван не захватывать и отнимать чужое, а охранять и защищать своё: землю, веру и род. В отношении образа этого божества действует понимание того, что чем больше сила, которой вы обладаете, тем больших усилий вам будет стоить оставаться на правильном пути, потому что соблазн оступиться будет слишком велик, что, впрочем, наглядно показано в легенде, изложенной ранее в этой статье.

Волх — это бог-оборотен. Ему от своего отца досталась огромная сила и ярость. По легенде, в тот миг, когда на свет появился бог Волх, все три мира, Прави, Нави и Яви, содрогнулись. Волх умел понимать язык зверей и птиц, а также сам мог оборачиваться и принимать звериный облик. По преданию Финист был верным другом Волха, по мению некоторых исследователей, он и вовсе был одной из ипостасей самого бога.

Представлялся бог Волх нашим далёким предкам в образе высоко и статного мужчины, облачённого в червлёную кольчугу и на голове его, был шлем, из чистого золота. Носил он с собой, заткнутыми за пояс два оружия: булаву и меч, что сверкал подобно молнии. Когда по небесам мчался бог Волх, на своём огненном коне, то все тучи расступались перед ним. В этом, образ бога Волха очень напоминает описание самого Перуна, поэтому многие исследователи отождествляют друг с другом эти две мифологические фигуры, и считают разными вариациями одного и того же божества.

Кстати бытует мнение, что Волх был сыном Матери-Сыра-Земли и бога Индры, и он был защитником Рода и целителем раненных воинов. По этой гипотезе, бог Волх рассматривается как, и бог войны, чем-то схожий с Ладо и Ярилой. По этой версии, Бог Волх был женат не на Деване Перуновне, а на богине Леле. Так же в обязанности бога Волха входила охрана Волхалы — небесной обители всех погибших в бою воинов. Здесь любому читателю резонно покажется похожим славянская Волхала и скандинавская Валгала, что может указывать либо на то, что древние славяне позаимствовали данный образ божества у скандинавских народов, либо наоборот, скандинавы, совершая свои варварские набеги, встретили у древних славян божество, что пришлось им по нраву. Автор данной статьи не берётся с точностью что-либо утверждать. В конце-концов сами исследователи с учёной степенью, не в силах разобраться в этих исторических дебрях.

Оборотничество бога Волха нашло отображение и в народных сказках. Тот самый серый волк, что знаком каждому из нас, который мог разговаривать человеческим голосом — это ипостась бога Волха. Некоторые утверждают, что Волх являлся одним из образов, или сыном самого Велеса, что был известен тем, что мог оборачиваться любым зверем. Данная гипотеза строится, основываясь на первой Новгородской Летописи. У древних сербов бог Волх и вовсе упоминается в образе Вук-Огненного Змея.

Волх — земной бог?

Этимология самого имени бога Волха довольно-таки запутана. Есть утверждение, что имя произошло от славянского»волк», что, впрочем, не лишено смысла, так как основной звериной ипостасью Волха, был именно волк.  Упоминания этого божества можно встретить в легенде о том, как реку назвали Волхов, и в былинах о великом герое Вольхе Всеславьиче, которой так же известен как Вольга Святославич.

Волх славянский богУпоминание образа Волха можно встретить в сказании о Словене и Русе и городе Словенске. Данное сказание датируется второй половиной семнадцатого века. В нём сказано, что у князя Словена был сын Волхов, который был чародеем и поклонялся бесам, а люди невежды, поклонялись ему, как божеству. Он по ночам принимал образ страшного «лютого зверя коркодела» (возможно ввиду имеется существо похожее на змея) и плавал он в водах реки Волхов. По сказанию, ради свершения тёмных магических ритуалов и возможно даже оргий, сын Словена, Волх воздвиг малый град, что назывался Перыня. В граде том же стоял и кумир богу Перуну. Провозгласил себя Волх богом земным, противоположным Перуну. Смерть свою чародей Волх нашёл в водах реки Волхв. Его утопили бесы, а тело его было вынесено на берег града Перыня, где и был сооружён курган над ним. По истечению трёх дней курган тот обвалился и на его месте возникла огромная яма, которая никак не заполнялась.

Второе упоминание о Волхе, которое было задокументировано, датируется 1859 годом. Это рассказ старого лодочника, который был записан исследователем славянского фольклора, Якушкиным. Со слов старика, жил змей-оборотень в месте, что Перынем называлось. Каждую ночь он плавал, обернувшись змеем в водах озера Илмень и совокуплялся с Волховскою Коровницей. Переселился змей-оборотень в Новгород, а там по приказу князя Владимира, люди, что Православие приняли, схватили зверя и сбросили в реку. Но зверь, оказавшись сильнее, поплыл не по течению, а против него, в самую гору, к озеру Ильмень, где капище его было старое, деревянное (речь идёт о храме в честь Перуна). По приказу князя Владимира, капище снесли, а змея снова в воду выкинули и на этот раз он утонул. В этом упоминании, Волх отождествляется с образом бога Перуна.

Бог Волх, так же некоторыми исследователями отождествляется с богатырём Волхом Всеславьичем (Вольга Славич). По преданию об этом богатыре, гуляла по саду его матушка, Марфа Всеславьевна и наступила она случайно на змея. Но змей тот, непростым, а самим Велесом, от которого княжна и зачала дитя. Когда родился богатырь Волх, то звери в лесах и горах прятались, рыбы в глубинах морских, а птицы за облаками. Родился богатырь тот, в Киев граде, ночью, когда светил месяц молодой в небе. Родился богатырь, обёрнутый в волчью шерсть, которая исчезла после омовения водой. Рос Волх Всеславьевич не по дням, а по часам. Разным наукам его обучали. Усвоил он первую науку и научился оборачиваться ясным соколом. Усвоил вторую премудрость — оборачиваться серым волком, а третья премудрость научила его становиться золоторогим туром. И покуда спала дружина, не спал Волх и в дозор ходил. Ни одна душа, ни один зверь от него укрыться не мог.
То, что, после смерти Волхи, его тело вместе с погребальным курганом провалилось под землю, в народе связывалось с тем, что сын ушёл к отцу, богу Велесу в мир Нави. В доказательство такому убеждению можно привести слова волхва, из «Повести Временных Лет», которая датируется одиннадцатым веком, о том, что, верующие в небесных богов, отправлялись после смерти на небо, а те, кто веровал в богов Навьего мира, к которым и относился Велес, после смерти отправлялись в бездну.

Таким вот образом, бог Волх представляется нам в виде удивительно запутанного и противоречивого персонажа древнеславянской мифологии. Кто-то считает, что он был сыном богов, кто-то, что он был лишь наполовину богом и матерью его была смертная женщина. Здесь кстати можно провести параллель с греческим Гераклом. Судить кто у кого и что позаимствовал, сложно и по сути невозможно. Читателю остаётся самому сделать вывод, кем же был Волх — богом, смертным героем или ужасным оборотнем? Стоит лишь для завершения образа этого мистического персонажа упомянуть, что именно с культом Волха, связано образование духовной касты волхов. Это были своего рода священно служители, которые поклонялись образу ящера, и вели активную социальную жизнь, принимая участие в жизни славянских общин.

Граница страницы, сайт славянских оберегов