В старину, когда солнце было богом, а звёзды его сёстрами, жили на земле люди чудные, и имена у них тоже были чудные. Всё могло сказать имя за человека, кто он, каков нрав его, и дела какие воротит. И было имя живым, покуда жив был человек, и после оно не угасало, ежели делами добрыми жизнь свою украсил человек. Рождались дети, а волхвы в душу их пристально вглядывались и видели они, что начертано тому на веку, и имя так рождалось. Так и получила своё имя Ветрена. Была она лёгкой, как пёрышко и быстрой, словно ветерок в ветвях деревьев. Никто догнать её не мог, не один мальчишка в деревне. Носилась она ветром вольным по полям, и казалось, что за спиной её, не косы длинные мечутся, а крылья, да только рыжие. Ветрена рыжей была до жути, а глаза зеленые, как у кошки. И хитрой она была, и вёрткой. В деревне её все знавали, и про лихость её и про непоседливость. Такая не будет избу подметать, да хлеб печь, не усидит на месте и минутки. Душою рвётся она в дали бескрайние, по сему и не сватался к ней никто. А кому нужна буйная девка, что луком да стрелами лучше владеет, чем сковородою?! А Ветрена и не печалилась, знала она, что судьба у неё иная. Ей в земли новые идти, да по морям дальним плавать, потому как дочь она ветреная, отца своего Стрибога. Вольная, как и ветер, который говорит с ней в час, когда все остальные по избам своим прячутся от грозы. Ветрена не мира сего, не людская доля у неё, и хоть родили её мать и отец смертные, она помечена благодатью того, кто ей колыбельные напевал зимними вьюгами. В деревне ведали все, что Ветрена иная, по сему и молчали, хотя ворчали по углам, да сетовали на её непохожесть на других деревенских девушек. Ветер-сплетник всё своей сестре доносил, а та знай только смехом звонким заливалась. Не обидно ей было и зла не держала, ибо не ведомо другим было, то что ведомо ей.
Стрибог — происхождение имени.
Для начала, стоит разобраться в том, почему Стрибога зовут именно Стрибог, и откуда пришло к нам это имя? Как уже было замечено в прологе, в старину имя определяло сущность своего носителя и его характер. У нас, как всегда будет несколько версий (а как иначе, ведь жизнь вообще суровая штука).
Итак, для начала давайте ознакомимся с теорией индоевропеиста Тамаза Гамкрелидзе, который предположил, что имя Стрибога может происходить от индоевропейского «Dievas Pater», что в дословном переводе означает «небесный отец», или «небо — отец». Эту теорию так же поддерживает лингвист Вячеслав Иванов. Согласно этому суждению, со временем слова «Dievas» и «Pater» поменялись местами, а после того, как древние славяне стали тесно взаимодействовать со скифской культурой, то вместо слова «Dievas», стали употреблять слово «Baga»(аналог праславянского слова «богъ»). Затем и второе слово «Pater» претерпело изменения и стало славянским словом «стрый», что возможно означает «дядя» (подразумевается брат отца).
Согласно второй теории, автором которой является лингвист Олег Трубачёв, в имени славянского божества нет никаких индоевропейских корней. Имя Стрибог исходя из этой теории, происходит от праславянского слова «стерти», что означает распространять что-либо, простираться.
Стрибог- бог славян.
Упоминание о Стрибоге можно встретить в «Повести временных лет», согласно которой, кумир Стрибога был воздвигнут князем Владимиром в городе Киеве, вместе с кумирами других богов. Данное действие датируется 980 годом. Это уже указывает, на то, что Стрибог был весьма почитаемым божеством для древних славян, вот чем именно он занимался — это уже другой вопрос.
В другом историческом трактате («Слово о полку Игореве») можно наткнуться на описание Стрибога, согласно которому ветра его внуки и они с моря, подобно стрелам били по отважным и храбрым полкам Игоря. Здесь упоминание ветров и Стрибога не случайны, по утверждению большинства исследователей, это славянское божество управляло ветрами. Стоит более подробно рассмотреть эту теорию. Ветра в этом источнике упоминаются, как внуки Стрибога. Если вдуматься, то внуки — это лишь малая часть, всей семьи, то есть третье поколение от родоначальника. Предположительно есть ещё и дети. Тут можно судить о том, что ветра — это не единственная сила, которая подчиняется Стрибогу, ему подвластно всё воздушное пространство. Теоретически можно предположить, что Стрибог, как представитель старшего поколения Ясуней, мог повелевать атмосферными процессами в целом. Это и ветер, и дождь, и град, и гроза с молниями, то есть погода. По поверьям так же, под командованием Стрибога находилось всё воздушное воинство. Ему подчинялись все птицы и все эфирные духи.
Образ Стрибога и его родословная.
В представлении древних славян бог Стрибог был стариком с посеребрёнными полосами, но не утратившим ни силу, ни широту плеч. По преданию Стрибог носил одежду исключительно светло-голубого оттенка, что подчёркивало его принадлежность к воздушному пространству. Оружием этому божеству служили лук и стрелы, изготовленные из чистого золота. Жил Стрибог на самом краю мира Прави, мало общаясь с остальными богами. Он появлялся лишь тогда, когда это было крайне необходимо. Так, например, Стрибог помог Сварогу и другим Ясуням одолеть Чернобога в изначальной битве между силами добра и зла. Он бился вместе с богом Перуном, против ужасного Спикера-Змея. Так же, Стрибог помог богу Хорсу, когда тот сражался с Месяцем. Мы видим, что с одной стороны это божество довольно нелюдимо, но в тоже время, он является верным соратником для своих собратьев.
Теперь давайте поговорим и о родословной Стрибога, и о его семье в целом. Своё начало это божество, как и большинство старших Ясуней берёт из искр, что были высечены из камня Алатыря, ударами божественного молота Сварога Праотца. Согласно другой теории, Стрибог был рождён из дыхания самого Великого Рода. Согласно первой версии, Стрибог приходился братом Даждьбогу и Семарглу, но так как, основа имени этого бога переводится, как «дядя», или «брат отца», то можно предположить, что вторая версия является более правдивой, и Стрибог приходился Сварогу братом.
Супругой бога Стрибога называют Немизу — богиню ветров (по некоторым источникам, Немиза являлась одной из личин богини Мары, которая повелевала зимними ветрами), её ещё называли Немигой, или Варма-авой. У этой четы богов было несколько детей: Погода — тёплый и ласковый ветер, божество хорошей погоды; Подага — жаркий и иссушающий ветер, обитающий в пустыне; Посвист — самый сильный ветер, имеющий власть над бурями; Сиверко — ветер с северным и холодным нравом, не ведающий пощады; Южный ветер — игривый ветер; Восточный ветер — коварный и внезапный ветер; Западный ветер — сухой и суровый, но всё же наделённый добрым нравом; Полуденик и Полуночник — легкие ветерки, что резвятся соответственно, днём и ночью.
Поклонение Стрибогу.
Древние славяне почитали Стрибога наравне с другими богами. Если вдуматься, то это в первую очередь было обусловлено спецификой деятельности самого божества. В первую очередь, Стрибогу поклонялись земледельцы. По их представлениям, дождевые тучи сгущались над полями только по воле Стрибога, который подобно пастуху перегонял облака по небу. Естественно, что земледельцы поклонялись ему и приносили требы.
Особыми почитателями Стрибога были моряки, именно от воли этого славянского божества зависел успех любого плаванья. Если вдуматься, то в этом нет ничего, что позволило бы усомниться в этом утверждении. Представьте, что вы моряк, который бороздит морские просторы без всякого двигателя, навигатора и прочих современных атрибутов. Всё, что у вас есть — это ваша собственная сила в руках, которая позволяет управлять кораблём, звёзды над головой, которые подсказывают дорогу и ветер. А если ветер не будет попутным, то все ваши усилия пойдут насмарку, вас отбросит течением и ветром достаточно далеко, и вы собьётесь с пути. Теперь наверно, вас стало ясно почему Стрибог пользовался особым почётом у древних славянских моряков. Здесь так же стоит упомянуть, что в давние времена, морские плавания носили целью не только завоевание новых земель, но и торговлю. Ещё одной профессиональной кастой, почитавшей Стрибога, были купцы. Обычно капища в честь бога Стрибога строились на берегах крупных рек и морей, одним словом там, где проходили наиболее важные торговые пути. Купцы обычно преподносили очень богатые требы, надеясь этим заслужить расположение божества, что сулило успешным плаванием для их торгового корабля. Самым известным храмом бога Стрибога, считался храм, воздвигнутый на острове Березань, у устья Днепра.
Богу Стрибогу поклонялись так же и волхвы. Всё это было связано с тем, что в представлении древних славян ветер являлся проводником духовной энергии. Волхвы почитали Стрибога, как хранителя равновесия природных сил, так как его ветра могли пролить и дожди, принося земле живительную влагу, но также могли, разбушевавшись, снести всё на своём пути. Стрибог словно был воплощением единства мудрости и эмоциональной стороны. Волхвы верили, что ветра были способны наделить их мудростью и знаниями, так, как они являлись своего рода странниками между измерений разных миров.
Кстати, остаточное поклонение богу Стрибогу, можно было встретить ещё в девятнадцатом столетии, среди донских мельников, только называли они бога немного иначе — Стрыбом. Даже сохранился фрагмент ритуальной песни: «Повей Стрыбу, нам из неба, треба нам назавтра хлеба». Твердили, что стоило только напеть эту песню, как тут же поднимался довольно сильный ветер, который словно играючи, вертел крыльями ветряных мельниц.
Доподлинно мало что известно о праздниках в честь бога Стрибога. В некоторых источниках, можно найти информацию, якобы праздник этого божества отмечался двадцать первого августа по новому стилю. Увы нет никаких детальных описаний самого праздника, отрывочно присутствует информация о том, какие именно требы приносились богу Стрибогу и это: ленты, разные цветные лоскуты, мука, измельчённые кусочки хлеба, зёрна и даже каша. Всё это развевалось с ветром над полем.
Существует так же утверждение, что у бога Стрибога было сразу четыре праздника, в соответствии каждому из четырёх времён года. В апреле праздновался Вешний Стрибогов День — день самых первых, тёплых ветров. В конце лета, праздновали Ветрогон — день ветров, которые предвещали приближение осенней поры. В конце сентября наступала пора праздновать Листобой — праздник, который знаменовал приход первых зимних ветров. Четвёртым и самым последним праздником был Весновей, который праздновался в феврале, на исходе зимы, и который знаменовал скорое приближение весны.
Заповеди бога Стрибога.
С возрождением старых верований в современной России, вместе с новыми направлениями родноверия, возникли и новые учения. Так, теперь на просторах всемирной сети, можно найти заповеди бога Стрибога. Они являются новым учением Инглиизма. Позвольте автору этой статьи пересказать вам эти заповеди.
1. Брак, который будет заключён в храме, будет благословлён и богами, и всеми стихиями.
2. Каждый мужчина обязан продлить свой род и родить детей, воспитать их должным образом и поставить на праведный путь.
3. Всегда нужно жить по своему разуму и совести, нельзя примерять на себя чужие учения, и жить по чужой указке. Нужно оставаться такими, какими были наши предки, не старясь изменить себя под кого-то.
4. Нельзя осквернять землю, закапывая в неё мертвецов. Тела умерших должны предаваться очищающему огню на погребальных кострах.
5. Уход каждого близкого человека должен быть осуществлён через огонь, чтобы душа умершего смогла покинуть этот мир и отправиться к предкам в Пречистую Сваргу.
6. Нужно почитать своих предков бескровными подношениями, в приготовление которых вкладывается душа, и именно это получат души предков в потустороннем мире — часть души живых, и тогда связь поколений будет непрерывной.
7. Нельзя непрестанно гоняться лишь за земными и материальными благами, потому, что все это тлен. Любое богатство можно потерять, его кто-то может украсть, и лишь духовность никто не в силах будет отнять. Духовное богатство нажитое в этом мире — единственное, что имеет смысл.
8. Нужно чтить своих предков и богов и выполнять их заповеди, ибо только отдавая, можно получить что-то взамен.
9. Вражда должна завершиться братским союзом, потому как споры и война, делают всех слабее.
10. До того, как человек достигнет и духовной, и физической зрелости, чтобы создать свою собственную семью, он должен уважать и подчиняться родительской воле.
11. Стоит всегда следовать пути совести, своих предков, потому, что это единственный способ дойти до конца и обрести покой для собственной души.
12. Стоит уважать и любить родителей и пожилых людей, потому как они хранители мудрости и учителя.
13. Нельзя допускать, чтобы в голове поселились нечестивые мысли и сомнения. Нельзя кричать, говорить с горяча и не обдумав. Нельзя затаивать в сердце злобу.
14. Нужно вкладываться в воспитание своих детей, позволить им узнать мудрость, добро и почувствовать любовь.
15. В жизни любого человека есть четыре самых важных основ — это любовь, вера, воля и совесть. Без этих основ не будет и правильной жизни.
16. Нужно делать лишь то, что желанно всем сердцем и душой, только так можно будет получить что-то прекрасное и по-настоящему стоящее. В праведном и слушающем сердце не будет кривды, и желания его будут самыми чистыми и благородными.
Символика бога Стрибога.
Символом Стрибога считались и лук, и стрелы. Это не удивительно, ведь согласно преданиям, именно лук со стрелами являлся главным орудием бога Стрибога, да и в «Слове о полку Игореве», ветра Стрибога, были сравнены со стрелами.
В славянском руническом ряду есть руна Ветер. Существует утверждение, то это руна напрямую связана с богом Стрибогом. Визуально она напоминает стрелу, устремлённое в небо. Собой она олицетворяет Дух, его восхождение к просветлению и мудрости. Руна Ветер — это знак воли и одухотворения. В магической трактовке, эта руна обозначает творческие порывы.
Также, существует оберег, который называется Стрибожичем. Визуально этот оберег очень напоминает свастику, но имеет более плавные очертания. С другой стороны, Стрибожич, очень похож на крылья ветряной мельницы. Этот оберег являлся стихийным, то есть он был призван защищать как самих людей от буйства природы, так и всё их хозяйство.
Благодарю. Для меня это было важно узнать. Мое имя — Олег