День погожий на дворе, некогда рассиживаться да бездельничать. Вот и Влада по двору, да горнице кружится, всё порядок наводит. Хозяюшка из неё славная выросла, на радость отцу одинокому, что в деревне охотником удалым слывёт. Влада его и отрада, и горе большое, потому, как не сватается к такой никто. Хромая она, хоть и мила на лицо, и коса тугая за спиной качается, да только не ходит она, перекатывается. Вот и обходят избу охотника, добрые молодцы стороной, да и подружки хороводы водить не зовут — стесняются хромоты Владушки. А она знай не печалится, улыбается лучисто, так словно солнышко светит, да песни поёт голосом звонким, покуда за хозяйством смотрит.
Поёт песню свою Влада, а слышит будто кличет кто. Вышла на порог, и видит старик немощный, весь в лохмотьях стоит у ворот, да милостыню просит. Лицо всё в морщинах, нос крючком, да рот беззубый. Страшный одним словом старик, вон даже дети соседские, смеются над ним.
— Заходите во двор батюшка, гостем дорогим будете. Отдохните с дороги, воды испейте ключевой, да поешьте, а потом я вам в горнице постелю.
Зашёл старик, хромая во двор, поклон Владе, словно барыне отвесил, да молча за ней в избу вошёл. И в правду, накормила и напоила Влада гостя своего, и спать уложила. Ни слова старик не проронил. Как проснулся, с часом поздним, к Владе подошёл да ещё раз в ножки поклонился.
— Никто не впустил меня в дом, а ты приняла меня красна девица в дом свой отчий, не посмотрела на старость и бедность мою. Не покривилась, и в постель чистую да белую уложила, напоила водой ключевой, да накормила, как гостя знатного. Знай, что добром тебе, твоё добро вернётся.
Молвил это старик, и в миг преобразился, и теперь перед испуганной Владой, стоял высокий молодец в одеждах золотых, да багровых. И ликом светел был, и было при нём оружие бравое: щит, что с бычьей головою, да секира в руке. Смотрит Влада, да слова молвить не может, ведь перед ней сам Радегаст стоит, да сияет.
— За нрав твой добрый, будет тебе и благодарность моя. Хворь твоя пройдёт, и посватается к тебе богатырь настоящий. И дети будут у тебя и дом большой, да светлый. Живи хорошо, да не забывай, что приключилось с тобой сегодня. Помни, гость в дом — бог в дом.
Сказал это, да исчез бог Радегаст, словно его и не было. Влада отошла немного, да услышала, как ворота заскрипели — отец пришёл. И побежала Влада батюшку встречать, и не шла она, а плыла…
Кто такой Радегаст?
Прежде чем, мы перейдём непосредственно к самому обсуждению личности Радегаста, давайте узнаем откуда берёт начало этот мифологический персонаж славянской древности. Итак, в начале был бог Хорс, рождённый самим Великим Родом. После того, как он женился на богине рассвета Заре-Зарнице, у них родилась дочь Радуница. В последствии эта самая дочь бога Хорса, вышла замуж за бога зимнего солнца-Коляду. В этом божественном союзе и появился сын Радегаст. Подводя итоги, можно сказать, что Радегаст приходился внуком богу Хорсу, и правнуком самому Великому Роду (с такой роднёй только горы сворачивать).
Сам образ Радегаста, вызывает у многих исследователей кучу сомнений: а бог он вообще, или не бог?! Судя по возможной родословной точно бог, только вот чего? Для этого, давайте попробуем разобраться в происхождении имени этого «божества». Согласно первой теории, имя происходит от слияния двух слов «рады» и «гости». Мол, Радегаст-это слияние двух слов, которое претерпело некое видоизменение. Это что же получается, что Радегаст-это бог гостеприимства, который призывает гостей пичкать пряниками, да прочими сладостями?! Несолидно как-то для бога, тем более такого, у которого в прадеды сам Великий Род затесался. Значит идём дальше. Кстати, стоит отметить, что Радегаста разные источники называют по-разному: то Родагостом, то Радогостом, то Риздецом, то Радуном, то Родогощем и ещё многими другими именами. Одним словом, сознание оставило автора в этих фонетических дебрях.
Если начать искать в имени Радегаста (Радогоста) связь с древнейшим язычеством, то первое, что бросается в глаза — это частица «Ра». Мы знаем, что «Ра» — это первозданная, созидающая и солнечная энергия. Очень много слов содержит в себе эту частицу (радость, радуга и так далее). Тогда мы получаем, что Радегаст (Радогост) — это божество с солярной, солнечной энергией. Конечно концепция про гостей и тут не теряет своей значимости, но вопрос встаёт немного в ином ключе. Кого так радушно принимал Радегаст? Кто был его гостем? Речь идёт о простом проявлении гостеприимства среди смертных, или же мы имеем дело более с глубоким значением образа? Вот, именно здесь мы сталкиваемся с одной очень интересной теорией о предназначении славянского бога Радегаста. В самом начале мы упоминали о родстве Радегаста и бога Хорса. Некоторые исследователи объединяют образ Даждьбога и Хорса, считая их одним целым. Бог Даждьбог трактовался, как воплощение Великого Рода (тот в свою очередь, якобы был воплощением Вышеня, или он его, чёрт не разберёт и сломит рога). Так вот, согласно этой теории Радегаст внук Даждьбога, служил третьим воплощением Рода (Вышеня) и имел лик правосудия над душами. То есть, получается, что Радегаст — это некий дух справедливости и отмщения, который судил души людей в загробном мире. Тут господа товарищи, как говорится полный абзац, потому что мозг автора, категорически отказывается воспринимать солнечного бога в мрачном подземном мире. Может быть, конечно у автора туго с фантазией, но некий диссонанс всё же присутствует в этой теории. Возможно в имени Радегаста, скрыто его родство с Создателем, и да, он на самом деле судил души, радушно принимая их в загробном мире. То есть, речь идёт только о связи с Ра, не самой солярностью (подразумевается облик божества) Радегаста.
Что говорят историки?
После того, как мы с грехом пополам, но всё же разобрались что же может значить имя бога Радогоста, и откуда корни растут, давайте узнаем, что говорят о нём исторические памятники. Первые упоминания о поклонении богу Радегасту, согласно Писториусу, датируются 1492 годом. Данное явление было описано в первой печатной Саксонской Хронике, авторство которой принадлежало Конраду Боту.
На гравюре, которая датируется 1133 годом, появляется первое изображение якобы бога Радегаста. Изображение представляло собой молодого юношу, обнажённого и у него на груди, висел щит с изображением быка, в руках он держал секиру, а на голове у него был щит с изображением орла (или петуха) с распростёртыми крыльями. Данная гравюра имела весьма содержательную подпись, которая гласила, что в городе Мекленбурге, ободриты почитали бога Радегаста. Именно эта гравюра послужила основой для всех последующих портретов этого славянского божества.
Упоминание о поклонение богу Радегасту, есть и у Гельмольда в его «Славянской Хронике», согласно которому Радегаст был богом исключительно у западнославянских народов и в частности почитался бодричами (если кто не понял, ободриты и бодричи — это одни и те же славянские народы).
Хронисты, Титмар Мерзебургский и Адам Бременский описывают, как в городе Ретре, стоял храм в честь бога Радегаста. Согласно этим описаниям, сам город представлял собой храмовой комплекс, расположенный на девяти островах, посередине озера, который считался священным. На самом главном острове, который назывался Рыбачьевым, возвышался сам храм Пагеракра. Весь комплекс был окружён забором с девятью воротами, но лишь к одним из них был подвешен мост, который и позволял попасть в самое сердце комплекса, в храм бога Радегаста. Стены и забор храма были украшены искусной резьбой и разными солярными знаками, а внутри располагались кумиры разных богов, которые были одеты в боевые доспехи, шлемы и были вооружены. Самым главным считался золотой кумир Сварожича (Радегаста), который возвышался на пурпурном алтаре.
В данном храме содержали лошадей, по поведению которых волхвы толковали послания богов (как они умудрялись это делать, автор просто недоумевает). Существовало поверье, будто бог Радегаст ночью ездил на коне, и если утром замечали, что какой-либо из коней был слишком вял и утомлён, то считали, что именно этого скакуна Радегаст выбрал в себе в любимцы. Этот конь и становился священным оракулом: его поили чистейшей водой, гриву украшали цветами и тщательно следили за рационом питания. Вохвы так же верили, что в час, когда храму будет грозить опасность, из вод священного озера выйдет огромный вепрь, который своими огромными клыками разорвёт врагов.
С храмом Радегаста связанно и восстание полабских славянских племён против немецкого епископа — Иоанна Мекленбургского, который ставил для себя целью заставить славян-язычников принять христианство. Данное восстания датируется 1065 годом. Восставшие убили епископа, а его голову принесли в жертву своему божеству — Радегасту. В отместку, когда храм язычников всё же был разрушен, то голову кумира Радегаста перенесли в церковь в Гадебуше, и вставили её в западное крыло.
Существование храма в честь бога Радегаста, в первый раз прерывалось вторжением войск епископа Бурхарда Шильберштадского, в 1068 году. После этого храм был восстановлен, но уже в 1126 году, император Лотарь окончательно разрушил его. Почти все кумиры богов были безвозвратно разрушены, а святыни, которые удалось спасти были погребены под землёй, в бронзовом котле. Этот котёл должны были откопать лишь после восстановления храма, но храм не был восстановлен, а котёл откопали в конце семнадцатого века и всё его содержимое переплавили на колокола.
Видимо бога Радегаста почитали и древние чешские народы, так, как имя этого божества упоминается в источнике «Mater Verborum». Здесь бог Радегаст соотносится с римским Меркурием, и называется внуком Кирта (соответствующему римскому Сатурну).
Вместе со всем выше сказанным, имеется ещё один весьма интересный факт. Древнегреческий историк, Феофилакт Симокката, описывает войну Византийской Империи против славянских племён антов. У последних был сильный предводитель, некий Ардагаст. Некоторые исследователи считают, что имя этого вождя состояло из двух частей: «арда» и «гаст», где последний отождествляется со славянским «гость». Вот первая часть имени вызывает у исследователей бурные споры. Одни предполагают, что место имела ликвидная метатеза (то есть перестановка букв и звуков, в соответствии ассимилирования заимствованного из другого языка слова, в новом языке), и частица «арда» — это та же самая «рада». Вследствие чего, согласно этой теории, мы и получаем имя Радогаст. Однако лингвист Макс Фасмер, опровергал эту теорию, ссылаясь на то, что процесс метатезы не был свойственен праславянскому языку в период, описанный греческим историком.
Как почитали Радегаста?
Бога Радегаста особенно почитали бодричи, ратари, лютичи и венеды. День это славянского божества отмечался двадцать первого апреля. Ему предшествовал девятидневный праздник во славу силы плодородия Рода. Иначе этот праздник называли Неделей Плодородия, или днём Воинов Рода. Два этих праздника неразрывно были связанны друг с другом, так, как в понимании выше перечисленных славянских племён, бог Радегаст, помимо своей доброжелательности, имел и воинствующий характер. Лютичи вообще отождествляли Радегаста с Чернобогом, настолько суровый характер носило для них это божество.
Вопреки всему, бога Радегаста почитали, как воинствующего бога и жертвы приносились ему исключительно кровавые. Это могла быть сцеженная кровь людей, или животных, но чаще всего в жертву богу приносились именно люди. Обычно, это были захваченные во время сражений пленники. Некоторые из источников описывают сам процесс жертвоприношения следующим образом: жертву сажали на лошадь и крепко привязывали к ней, а саму лошадь крепко привязывали к четырём сваям, у которых разводили два костра. Именно таким образом, как утверждают, закончил свою жизнь епископ Иоанн Мекленбургский.
Интересные факты.
В целом, когда речь заходит о боге Радегасте, возникает не мало споров. Кто-то считает, что он был самым могущественным славянским богом, оставившим следы по всей Европе (в виде географических топонимов). Кто-то утверждает, что Радегаст был успешным вождём славянских племён, что вели ожесточённую войну с христианской Византией. У каждой из сторон свои аргументы, но ясно одно — Радегаст был очень значимой фигурой в жизни древних славян.
Функции самого Радегаста, для самого автора данной статьи, остались весьма неясными. Например, в Книге Коляды (отца Радегаста) описывается, как Радегаст восседает в загробном мире, перед ликом Вийя и судит души смертных. Мы уже обсуждали эту теорию, согласно которой Радегаст являлся божественным судьёй загробного мира. Некоторые источники указывают, что бог Радегаст был апофеозом доверительных отношений между людьми, и он покровительствовал торговле (особой аргументации данная теория не имеет). Кто-то навязывает в спутницы богу Радегасту двух славянских богинь судьбы — Долю и Недолю. Кстати, есть так же очень интересное суждение, согласно которому, первоначально бог Радегаст звался Ризводцом (от слова «развести»), что означало «ссору» и «вражду».